Последние Новости

Почему не нужно искоренять язычество

03.07.2018 14:15 Политика
Почему не нужно искоренять язычество

Этнограф сидит и думает: «Неужели этот дикарь полагает, что в мире духов есть такая же Индигирка, такая же тундра и такие же олени?» – а шаман думает: «Как же мне объяснить этому непонятливому темному европейцу, что топос сакральный и профанный различаются субстанциально, а не экзистенциально. Ну что ж, придется упростить. Скажу ему, что в мире духов есть такая же Индигирка, такая же тундра и такие же олени».

Работа и служение в северной епархии – это в первую очередь миссионерство. Северный человек зависит от природы настолько сильно, что не может ее не одухотворять. Если тебя кормит речка, ты не можешь не поверить в то, что она живая.

Большую ошибку делают миссионеры, которые полагают, что это язычество, которое следует искоренять. На самом деле, с самобытными культурами христианству не надо конкурировать. Напротив, хорошо бы их еще и зафиксировать и сохранить – но вывести на другой уровень. И вот почему.

Религии «традиционные» – под этим термином я подразумеваю не «общепринятые для данного общества», а религии, родившиеся и сформировавшиеся в обществе Традиции – описывают человека, являющегося частью этого мира.

В целом мир гармоничен, постоянен и стабилен: лето сменяется зимой, речка дает воду и рыбу, олени кушают ягель, а лошади – траву. Человек же кушает рыбу, оленей и лошадей, сочиняет и рассказывает якутский народный эпос Олонхо или юкагирские сказания.

Но рано или поздно человек столкнется с тем, что где-то мир не гармоничен и не стабилен. Где-то выловили всю рыбу, где-то докопались до алмазов так, что повысился радиоактивный фон, где-то еще какая-то беда.

Ничто не возвращается на круги своя, люди противостоят миру и друг другу. Гармоничный «райский» мир заперт – как и сказано в Библии, Эдем охраняет ангел с вращающимся мечом.

В реальности царит история, а не мифология, и человек пребывает именно в истории, а не в естественном, природном бытии, описанное мифом.

Христианство как религия спасения честно говорит: в первозданный мир мы больше не вернемся, а вот к Богу – пожалуйста. Он специально для этого человеком стал. При таком взгляде задача ставится в корне отличная от «искоренения язычества».

Господь с ним, с язычеством. Задача – сделать основой мировоззрения человека христианство. Так рождается мировоззрение, стимулирующее развитие цивилизации (предполагающее развитие культуры, то есть «отключения» от природы) и ориентирующее человека на диалог с Конечной Причиной бытия.

Если у человека оно формируется, то пережитки язычества – явление нормальное и безобидное. Это вам не «какой Богородице свечку от безработицы ставить?» – типичный пример натягивания совы христианского ритуала на глобус даже не мифологического, а магического мышления.

Просветитель народов Сибири и Америки святитель Иннокентий (Вениаминов; +1879) спокойно смотрел на двоеверие в первых поколениях христиан. Потому что он прекрасно понимал: обращенные им люди в буквальном смысле душу свою наизнанку вывернули.

Чтобы мой рассказ не оставался теорией, подкреплю его живыми примерами.

Самый простой – Ысыах. Якутский народный праздник, начала лета, Новый год практически. Хороводы и распитие кумыса сопровождаются театрализованными постановками, напоминающими мистерии.

Трудно сказать, какой процент участников праздника относится к этим действиям как к ритуалу, а какой видит в них просто театр – но, вероятно, первых значительно больше. А самое интересное, что среди празднующих я нередко встречаю наших прихожан. И у меня не повернется язык сказать про этих людей, читающих Писание (да, в Якутии верующие читают Писание!), задающих серьезные мировоззренческие вопросы, что они находятся на примитивной стадии религиозного понимания.

На эту тему«Что делать?»«Реальных православных не более тысячи»Мученики XXI векаКлючевые слова:  православие, Северный полюс, язычество, малые народыЕще интереснее ситуация на Крайнем Севере, куда мы тоже регулярно летаем. Вот представьте себе эвенкийское село. Встреча с архиереем. Многие жители из села вообще не выезжают или выезжают очень редко. После беседы желающие могут взять почитать православную литературу на русском или на якутском языке, а кто-то – и принять Крещение.

Люди задают массу вопросов, а самый распространенный – можно ли после крещения продолжать кормить огонь или речку. В Якутии, уточню, все, не только эвенки, кормят огонь, речку, дорогу. В заповеднике «Ленские столбы» дорога усеяна оладушками, у любой переправы кто-то кидает те же оладушки в речку.

Легче всего было бы возмутиться: «Да это же язычество!» Но здесь мудрый миссионер должен включить голову и понять: этим людям огонь, лес и речка вообще-то жизнь дают. А жизнь – от Бога. Поэтому мы не боремся с «ложной верой», а рассказываем про тех же ангелов.

Другие материалы автораЗагробные беды главного безбожника СССРАвтор этих строк лично объясняла пытливым эвенкийским женщинам, что мы тоже верим в духов – то есть в ангелов, мы с ними даже пытаемся общаться – молитвой, свечами перед иконами и так далее. Но на самом деле мы не «Силам Небесным свечку ставим», как и наши собеседники должны понять, что они не «речку кормят» – мы почитаем Бога, создавшего нам защиту в виде ангелов – в том числе и ангелов-хранителей мест и людей.

Христианская религия представляет злых духов как изначальных ангелов, возгордившихся и тем самым оторвавшихся от Бога. Это не только предание – это работает и в человеческом сознании. Если христианин поклоняется духу самому по себе – он язычник по сути. Если же он своё почитание возводит к Богу, сотворившему все благое – с ним все в порядке.

Такое объяснение – не снисхождение к бедным глупым язычникам. Просто люди находятся на разных уровнях мировоззрения. Важно не оторвать людей от их уютных и привычных духов, которые дают им рыбу, помогают поддержать огонь, а «освободить» от злых, насылающих пургу и эпидемию (какой смысл с ними договариваться, если они просто любят делать гадости? Они ведь и соврут – не постесняются) и дать знание о добром и очень личном Боге, одновременно заботящемся о всем мире и говорящим с тобой один на один.

Разница между Ангелом-Хранителем и духом, живущим в Индигирке, в принципе, не велика. Оба созданы одним Богом и одного Бога хвалят, и мы тоже Бога хвалим, и вместе мы только Им одним и живы.

Проблема начинается не тогда, когда люди высказывают почтение своим духам в Индигирке, а когда они воспринимают Бога как одного из духов, просто самого главного. Ну так это и в добродетельных христианах можно встретить. Именно это и надо преодолевать.

Эвенкийские женщины, кстати, выслушали потом еще и объяснение Символа Веры, крестились и попросили побольше книг в следующий раз привести. «Хотим, - говорят, – лучше знать своего Бога».Популярные материалыПутин присвоил частям армии России имена украинских городовТоп-менеджер из «Леруа Мерлен» похвалилась «вскрыванием ватников» с помощью фейковЗемфира шокировала украинцев флагом России на концерте в Минске

Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

Источник - http://vz.ru//opinions/2018/7/3/930595.html

 

Реклама