Последние Новости

Переломный год для российского кино

07.12.2017 11:42 Политика
Переломный год для российского кино

У российской общественной рефлексии есть одна примечательная особенность: она так глубоко погружается в обсуждение проблем (абсолютно реальных и крайне серьезных в момент начала дискуссии), что не замечает происходящих и уже свершившихся изменений, причем временами кардинальных.

Еще буквально несколько лет назад регулярно можно было наткнуться в качестве аргумента о демографической катастрофе в России на довод о ежегодной потере страной миллиона человек – в приложении не к 1990-м, когда это действительно было реальностью, а уже в новое время.

Или сельское хозяйство.

Иступленные ссылки на «ножки Буша» как пример отсутствия собственного сельхозпроизводства можно было встретить, когда страна уже лет десять ела отечественную курятину.

А есть еще яркий пример с беспрерывным плачем про уничтоженную армию, пока вдруг страна в Крыму вдруг не увидела неизвестно откуда взявшихся вежливых людей.

Этот феномен ныне повторяется снова. На этот раз с кино.

2016 год был объявлен в России Годом кино, но следует признать, что особого эффекта он не произвел. Зато нынешний, уходящий уже 2017 год стал настоящий годом кино – не официозным, а самым что ни на есть народным.

Количество кино-поводов, вызвавших бурную общественную дискуссию, в разы превысило обычный уровень. От «Викинга» до «Притяжения», «От времени первых» до «Легенды о Коловрате» страна горячо обсуждает, спорит и скандалит. А венчает все это великолепие «Матильда», которая действительно стала не просто культурным, а значимым общественно-политическим событием повестки этого года в России.

Ну, и, разумеется, все эти острые дискуссии в итоге сводятся к одному – к выводу о катастрофическом состоянии и глубочайшем кризисе отечественного кинематографа.

Это именно та самая ошибка общественной рефлексии, которая упомянута в начале.

Дело в том, что 2017 год стал годом, когда российской кинематограф, наконец, выбрался из кризиса, в котором пребывал почти три десятка лет.

Речь не о творческом или профессиональном кризисе. Это слишком неоднозначные и спорные материи, сами по себе способные стать предметом холивара.

Нет, все гораздо проще и одновременно важнее. Российский кинематограф, наконец, преодолел тяжелейший кризис собственной невостребованности у отечественной аудитории. И произошло это именно в этом – 2017 – году.

Доказательства? Ну, что ж, поговорим о доказательствах. А что может быть выразительнее и нагляднее цифр в данном случае?

Цифры, которые будут приведены ниже (за несколькими исключениями), взяты с сайта ЕАИС (Единая федеральная автоматизированная информационная системы сведений о показах фильмов в кинозалах).

Приводимые ЕАИС цифры бокс-офиса, то есть кассовых сборов, несколько ниже тех, которые обычно озвучиваются в СМИ. Связано это с тем, что СМИ называют общие сборы по России и СНГ, а ЕАИС, судя по всему, фиксирует исключительно российские результаты.

Итак, сначала несколько рейтингов, причем для наглядности сравнительных – за последние три года.

Десять самых кассовых российских фильмов 2015 года (в рублях)

1) Три богатыря: Ход конем* 962 961 596; 2) Батальонъ 447 893 879; 3) Духless 2 444 833 243; 4) 8 новых свиданий* 419 432 475; 5) Битва за Севастополь 392 801 031; 6) Призрак 353 410 072; 7) Снежная королева 2: Перезаморозка* 301 811 060; 8) А зори здесь тихие… 251 569 403; 9) Воин 198 818 262; 10) Без границ 191 941 484

ИТОГО 3 965 472 505

*Информации о фильмах «Три богатыря: Ход конем», «8 новых свиданий» и «Снежная королева 2: Перезаморозка» на сайте ЕАИС не было, поэтому данные о сборах пришлось взять здесь.

Десять самых кассовых российских фильмов 2016 года (в рублях)

1) Экипаж 1 403 910 572; 2) Иван Царевич и Серый Волк 3 706 241 985; 3) Самый лучший день 685 815 163; 4) Жених 459 510 840; 5) 28 панфиловцев 365 646 939; 6) Дуэлянт 364 299 394; 7) Ледокол 338 005 256; 8) День выборов 2 301 150 294; 9) Страна чудес 295 121 986; 10) Мафия: Игра на выживание 272 686 622

ИТОГО  5 192 389 051

Десять самых кассовых российских фильмов 2017 года. Данные взяты 3 декабря (в рублях)

1) Последний богатырь 1 618 642 261; 2) Викинг 1 496 100 294; 3) Притяжение 1 031 657 607; 4) Три богатыря и Морской царь 768 624 902; 5) Салют-7 747 696 804; 6) Елки-5 730 600 842; 7) Время первых 543 534 335; 8) Матильда 506 954 178; 9) Гоголь. Начало 441 215 440; 10) Фиксики: Большой секрет 411 502 737

ИТОГО  8 296 529 400

Следует отметить, что рейтинг текущего года претерпит еще как минимум одно серьезное изменение. Из ТОП-10 вылетят «Фиксики» (по данным ЕАИС результаты мультика чуть лучше, чем у «Гоголя», но по совокупности сборов касса выше у детектива), поскольку на прошлой неделе вышел в прокат фильм «Легенда о Коловрате», чей успешный старт (немного лучше, чем у «Салют-7»; но у «Салюта» была великолепная динамика сборов, а какой она будет у «Коловрата», сказать пока нельзя) дает основания предполагать, что его итоговые кассовые сборы в России достигнут 700 миллионов.

Но и это еще не все. Для большей выпуклости картинки стоит привести еще несколько таблиц.

Десять самых кассовых фильмов 2015 года в России (в рублях)

1) Миньоны 1 638 236 578; 2) Мстители: Эра Альтрона 1 485 491 942; 3) Форсаж 7 1 447 080 245; 4) Звездные войны: Пробуждение силы 1 220 828 237; 5) Марсианин 1 089 555 346; 6) Мир Юрского периода 1 079 179 722; 7) Терминатор: Генезис 1 055 955 966; 8) Монстры на каникулах 2 995 370 515; 9) Головоломка. Лава 957 221 880; 10) Дом* 788 119 709

ИТОГО 11 757 040 140

* «Три богатыря: Ход конем» не попали в рейтинг ЕАИС, поскольку, судя по всему, система была запущена уже после выхода фильма в прокат.

Десять самых кассовых фильмов 2016 года в России (в рублях)

1) Зверополис 2 046 158 622; 2) Тайная жизнь домашних животных 1 981 452 984; 3) Дэдпул 1 589 280 095; 4) Отряд самоубийц 1 572 168 884; 5) Экипаж 1 403 635 597; 6) Фантастические твари и где они… 1 402 060 836; 7) Варкрафт 1 306 724 566; 8) Доктор Стрендж 1 290 333 448; 9) Книга джунглей (2016) 1 214 811 957; 10) Иллюзия обмана 1 021 494 852

ИТОГО 14 828 121 841

Десять самых кассовых фильмов 2017 года в России. Данные взяты 3 декабря (в рублях)

1) Пираты Карибского моря: Мерт… 2 109 436 743; 2) Последний богатырь 1 618 642 261; 3) Стражи Галактики. Часть 2 1 462 633 070; 4) Форсаж 8 1 424 537 493; 5) Викинг 1 388 900 725; 6) Гадкий я 3 1 385 463 412; 7) Босс-молокосос 1 376 840 838; 8) Тор-Рагнарек 1 201 123 352; 9) Оно 1 032 331 129; 10) Притяжение 1 031 657 607

ИТОГО  14 031 566 630

Глубокие выводы из предложенных таблиц все желающие могут сделать самостоятельно, но главный – лежит на поверхности.

На ваш взгляд Кому бы вы доверили право запрещать прокат фильмов, искажающих события российской истории?Президенту Государственной думе Министерству культуры Общественной палате Региональным властям Фирмам, организующим кинопрокат Кому-то еще (указать в комментариях) Никому - только сам зритель может решать, что ему смотреть Обсуждение: 127 комментариев В 2017 году в российском кино произошел качественный перелом в смысле внимания к нему со стороны российского общества. Это выразилось в резком росте кассовых сборов российских картин.

Если в 2016 году по сравнению с 2015 рост бокс-офиса отечественного ТОП-10 составил миллиард с небольшим, то в 2017 (по сравнению с предыдущим) он уже превысил три миллиарда.

И дело в данном случае не в инфляции и росте цен на билеты. В 2015 году российский ТОП составил 33,6% по отношению к общему ТОП, а в 2016-м эта цифра была 35%. Зато в этому году это соотношение достигло 59%, то есть за год российское кино почти удвоило свои успехи по отношению к общим киносборам в стране.

В 2015 и 2016 годах в общих ТОПах было по одной отечественной картине – «Три богатыря» в позапрошлом и «Экипаж» в прошлом году. В этом же году таких картин уже три – «Последний богатырь», «Викинг» и «Притяжение».

«Последний богатырь», безусловно, заслуживает отдельного внимания, поскольку им был обновлен абсолютный рекорд кассовых сборов для российских лент, и это тоже случилось в 2017 году.

Общим упреком в адрес отечественных кинематографистов в последние годы стало то, что они зарабатывают на производстве (распиле бюджета), а не на прокате. А это в свою очередь роковым образом сказывается и на качестве результата, и на идеях, которые они пытаются воплотить в своих работах и которые отталкивают массовую российскую аудиторию.

Упрек действительно небезосновательный, но в то же время нельзя сказать, что тотально справедливый. Сравнение бюджетов и сборов из открытых источников показывает, что все обсуждаемые в данном тексте три последних года 6-7 картин из российского ТОП-10 успешно окупались в прокате.

Другое дело, что в 2015 и 2016 годах это касалось либо мультиков, либо малобюджетных комедий вроде «Призрака» или «Жениха». В случае же масштабных крупнобюджетных проектов, в которые активно вложилось и государство, будь то «Батальонъ» или «Ледокол», финансовые результаты проката были обычно довольно печальны.

В этом году, кстати, история повторилась с «Викингом», который, несмотря на огромный кассовый успех, отработал только половину своего колоссального бюджета. Про «Матильду» и говорить не приходится – иначе как оглушительным провалом финансовые результаты ее проката не назовешь.

На эту темуСергей Лукьяненко: По всем канонам ГолливудаСергей Черняховский: Между Тангейзером и МатильдойВладимир Можегов: Классическое кино холодной войныКлючевые слова:  кино, режиссеры, фильмы, культура, общество«Время первых» при бюджете в 400 млн финансово выступило не слишком успешно. «Салют-7» прокатался намного лучше, но также несколько не дотянул до окупания в прокате своего 480-миллионного бюджета.

Ключевые слова:  кино, режиссеры, фильмы, культура, общество

Однако в остальном 2017 год оказался кардинально отличающимся от предыдущих лет. В прокате – именно в прокате! – успешно окупились такие масштабные и довольно дорогостоящие проекты, как «Последний богатырь» (бюджет 370 млн рублей) и «Притяжение» (бюджет 380 млн).

У «Коловрата», судя по старту, также неплохие шансы окупить свой 360-миллионный бюджет. Комедийные «елки-5», очередные мультипликационные «Три богатыря» и мистическо-детективный «Гоголь» также успешно отработали свои не слишком крупные бюджеты.

Безусловно, для понимания прочности заложенной тенденции необходимо подождать и посмотреть, какими окажутся для российского кино следующие годы. Однако 2017 год действительно стал годом перелома.

Отечественные кинематографисты не в единичном, а массовом порядке начали снимать фильмы, которые российскому обществу нравится и интересно смотреть, за которые российские зрители готовы платить деньги, идя в кино. Более того, 2017 год доказал, что кинопрокат в России может приносить прибыль создателям отечественного кино.

Кто-то, наверняка, выразит недовольство качеством российских кинокартин и презрительно отзовется о вкусах российской аудитории. И будет не прав.

Российское общество успешно игнорировало современные отечественные фильмы, которые пыталась ему втюхать – это, пожалуй, самое подходящее слово в данном случае – более двух десятилетий творческая элита страны. И никакие манипуляции не помогали достичь успеха у публики, если люди чувствовали, что им впаривают отвратительное и оскорбительное для них дерьмо.

Сейчас ситуация также непроста.

Каждый громкий фильм этого года вызывал бешеную критику в зависимости от того, носители каких взглядов видели в нем угрозу или оскорбление их картины мира.

Другие материалы автораИрина Алкснис: Почему общество перестало прощать промахи российской космонавтики Ирина Алкснис: Россиян действительно очень мало волнует политикаИрина Алкснис: Неожиданный вывод из скандала с фейком от МинобороныИрина Алкснис: Чем саудовская экспроприация интересна для РоссииБелые и красные, православные и атеисты, коммунисты и националисты, республиканцы и монархисты яростно критиковали, обличали и на чем свет стоит ругали все заметные фильмы этого года. И все они в некоторых случаях оказались полностью удовлетворены, а в других – глубоко разочарованы полученными результатами.

Именно это является главным уроком для российских общественных и диванных активистов, все силы бросающих на поддержку или уничтожение того или иного фильма.

Решает, какие фильмы ему нравятся и какие кинокартины он будет смотреть, в России сам народ, голосуя рублем.

А как показал этот год, наш народ готов смотреть очень, совсем разные идейно и политические фильмы, и сам способен вынести суждение о них. И никакие цензоры, вне зависимости от идеологических пристрастий ему в этом деле не указ.Популярные материалыЛидер иракского ополчения заявил о «законной причине» для атаки на СШАКремль прокомментировал отстранение России от ОлимпиадыИсинбаева назвала решение МОК по сборной России несправедливым, но приемлемым

Источник - http://vz.ru//opinions/2017/12/7/898520.html

 

Реклама